Эксперты: Запрет "травматики" повлечет разгул преступности в Казахстане
Травматическое оружие собираются перевести из разряда гражданского в разряд боевого. К чему это приведет? В прогнозах единодушия нет – начиная от улучшения криминогенных показателей и до неудержимого разгула уличной преступности.
Инициатором данного новшества является МВД, но полицейские на дискуссию в Институт политических решений благоразумно не явились, и за них пришлось отдуваться прокуратуре.
Заместитель прокурора города Алматы Жандос Умиралиев привел данные статистики: с 2009 года по настоящее время число преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, увеличилось на 30%, а с применением травматики – на 200%. Дело дошло до того, что преступления с применением травматического оружия составили 52% от общего числа огнестрельных инцидентов.
Травматическое оружие, задуманное как оборонительное, некоторые наши граждане применяют исключительно с целью нападения. Юридические последствия своей несознательности они осознают весьма смутно, полагая, что "Стражник" или "Оса" оружием не являются.
Травматическое оружие становится все более распространенным, чему способствует его доступность. Печально и то, что гильзотеки на травматику нет, и многие преступления, совершенные с его применением, так и остаются нераскрытыми. В связи с этим прокуратура поддерживает идею МВД оставить травматическое оружие охранным и прочим спецструктурам, а у гражданского населения изъять его на возмездной основе.
По данным Жандоса Умиралиева, предстоит выкупить 18 500 единиц травматического оружия у 17 800 его владельцев.
Прокурорская статистика оказалась в разительном противоречии со статистикой оружейных магазинов.
Вице-президент казахстанской оружейной ассоциации "Корамсак" Сергей Катнов утверждает, что было продано свыше ста тысяч единиц травматического оружия.
И ни о каком его выкупе речь идти не может, поскольку при средней цене на травматику 70 тысяч тенге (разброс цен – от 50 до 180 тысяч) на это потребуется не менее шести-семи миллиардов тенге. А выделено только два.
Риск, что гражданское огнестрельное оружие будет применено как орудие преступления, чрезвычайно мал, тогда как ножи и бейсбольные биты уносят гораздо больше жизней. Однако запрещать их никто не собирается.
Что же касается травматики, то в качестве оборонительного средства она эффективна в 70–75% случаев. Но, по-видимому, все случаи правомерного применения травматического оружия проходят мимо статистики силовых органов, поскольку пострадавшие преступники с жалобами, как правило, не обращаются. Таким образом, в сводках МВД всплывает один лишь негатив.
В Эстонии, Литве, Латвии и Молдове гражданам разрешили покупать боевые пистолеты, и уличная преступность упала вдвое.
Можно привести и обратный пример: через пять лет после запрещения огнестрельного оружия в Великобритании преступники стали применять его на 40% чаще. Причина вполне понятна: оружие сдали только законопослушные граждане, а бандиты и не собирались этого делать.
Что же касается случаев незаконного применения травматического оружия в Казахстане, то в большинстве случаев они происходят по типовому сценарию: подвыпив в ресторане, юные хомячки начинают воображать себя тиграми. Пистолет в кармане зовет их на подвиги. Этого легко можно избежать, введя возрастной ценз на продажу травматического оружия в 25 лет. Пусть молодая кровь поостынет.
Никакой административный запрет не изменит реального положения дел, считает президент Союза защиты предпринимателей Василий Резван. Предприниматель, поздно вечером идущий домой с дневной выручкой, нуждается в травматике. У крупного бизнесмена есть телохранители, а мелкий частник может рассчитывать только на себя. Поэтому он вооружится в любом случае – будь то легально или нелегально. И надежды на полицию нет, поскольку лишь в столице она работает более-менее оперативно, а на периферии ее можно ждать часами. Что все это время должен делать мужчина, чья семья и имущество стали предметом преступных посягательств?
Василий Резван считает, что вывод травматического оружия из разряда гражданского является прямым нарушением части 1 статьи 13 Конституции: "Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону".
Резван обещает, что в случае прохождения инициативы МВД он не только лично отследит выкуп оружия в размере его действительной стоимости, но и гарантирует ряд процессов по компенсации недополученной прибыли.
– В период с 2008 по 2012 год в Казахстане было совершено 875 523 преступления, из них с применением травматического оружия – 845, что составляет 0,1%, – говорит аналитик Марат Шибутов. – Из них лишь 47 единиц было зарегистрировано. Таким образом, у законопослушных граждан есть железное алиби: они травматикой, как правило, не злоупотребляют, а попробуйте-ка изъять ее у криминальных элементов. Что же касается уличной преступности, то с 2008 по 2012 год количество изнасилований увеличилось с 1 298 до 2 304, краж – с 58 000 до 178 000, грабежей – с 11 000 до 20 000, хулиганств – с 6 000 до 17 000. Как на этом фоне смотрятся всего лишь 211 случаев неправомерного применения травматического оружия?
Доля тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия – боевого, травматического, составила всего 1,32%. Теперь посмотрим, какова эффективность работы полиции. По данным начальника ДВД Алматы Кайрата Тыныбекова, в прошлом году раскрываемость составляла: краж – 10%, грабежей – 14%, тяжких и особо тяжких преступлений – 25%. Ясно, что в одиночку полицейские с преступниками не справятся.
Отсюда вывод: добропорядочный гражданин должен быть вооружен травматикой. И еще: в период с 2008 по 2012 год 47 граждан совершили преступления с зарегистрированным травматическим оружием. В тот же период закон нарушили 314 акимов, 39 судей и 3 061 сотрудник правоохранительных органов.
Источник: Экспресс-К, 18 Фев 2013
Читайте также
|